Представление при знакомстве

Очень часто, находясь на работе, на отдыхе, в гостях, мы знакомимся (или нас знакомят) с новыми людьми. Правильно ли мы при этом представляем себя и других?

Как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, так невозможно исправить первое впечатление от знакомства. Нам предоставляется лишь одна попытка, и, конечно, всегда хочется, чтобы эта попытка была успешной, чтобы впечатление, произведенное нами, было наиболее благоприятным. Залог успеха — правильное приветствие и представление при знакомстве. Конечно, в современном мире правила знакомства и представления стали более демократичными и допускают ряд «вольностей». Но все же…

Знакомство начинается с представления, поэтому этот момент очень важен для дальнейших отношений. Частенько от того, как будет представлен человек, зависит, сможет ли он стать «своим» в определенном кругу людей. И здесь необходимо придерживаться определенных правил.

Правило 1

Сообщать кто вы такой нужно не во всех ситуациях, а лишь тогда, когда это удобно и необходимо.

Правило 2

Формула «Будь проще – и люди к тебе потянутся» уместна далеко не во всех ситуациях. Фамильярность в некоторых случаях просто недопустима. А уж раз речь у нас с вами идёт о «высшем обществе», то вас могут счесть просто невоспитанными.

Правило 3

Сохраняйте приветливое, доброжелательное выражение лица, улыбайтесь. Тут хочется напомнить слова одного известного киногероя: «…Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Правило 4

Смотрите в лицо человеку, которому вас представляют, при этом взгляд должен быть открытым и спокойным. Смотреть лучше примерно в центр переносицы, только не своей, а собеседника, тогда взгляд будет прямым. Не бойтесь встретиться с человеком взглядом и не нужно сразу отводить глаза.

Здесь, дорогие мои подруги, хотелось бы сказать (или напомнить), что, коль мы стремимся быть королевами (или принцессами), выглядеть мы должны всегда на все 100 – не лет, конечно, а процентов! Прическа, макияж, одежда – все это должно соответствовать тому, где мы находимся. Понятно, в ресторане – одно, в течение рабочего дня – совсем другое. Вот тогда мы, действительно, будем излучать уверенность и спокойствие. Во всяком случае, как бы мы не выглядели, общая рекомендация практически для всех случаев (кроме похорон) – это бодрая походка, подтянутая приветливая мимика лица.

Вообще, всегда лучше производить впечатление подтянутого, бодрого, энергичного, доброжелательного человека. (Конечно, мы с вами такие и есть на самом деле!) Почувствуйте себя сжатой пружинкой, почувствуйте энергию внутри. А лицо не должно быть расслаблено, уголки губ опущены, как у спящего человека. Лицо должно быть в легком напряжении, уголки губ слегка приподняты (хорошая исходная позиция для улыбки), будто готовы в любой момент растянуться в приветливой улыбке, а именно так и нужно – при встрече с человеком, при знакомстве, не забудьте улыбнуться. Весь ваш образ должен излучать доброжелательность. Не забывайте – как вы смотрите на мир, так и он смотрит на вас. И, поскольку, у большинства людей на лице отражаются их мысли и чувства, то стремитесь к тому, чтобы ваши мысли и чувства были светлыми и добрыми. Любите людей, тогда они полюбят вас.

Но это так, лирическое отступление, вернемся к «нашим баранам», ну к правилам то есть. Итак…

Правило 5

По правилам хорошего тона незнакомые люди должны быть представлены друг другу кем-то третьим.

При представлении следует учитывать пол, возраст, статус и авторитет. Если вы представляете людей одного возраста, статуса и пола, то сначала следует представить менее знакомого вам чело¬века более знакомому. Вот они - тонкости:

а) первым нужно назвать младшего по возрасту (если возраст одинаковый — младшего по положению), представляя его старшему, а затем старшего младшему;

б) мужчину всегда представляют женщине первым, за исключением случая, когда мужчина намного старше ее. Чувствуете – опять «заморочки» с мужчинами! Или с женщинами?..

в) нового сотрудника всегда представляют вышестоящему руководителю;

г) если одного человека знакомят с группой, то его представляют группе (даже состоящей из двух лиц) первым;

д) односторонний порядок представления используется, когда одного человека представляют большой группе людей. Например, нового руководителя или сотрудника – коллективу, оратора – аудитории.

Правило 6

Нередки ситуации, когда приходится представляться самому. При этом необходимо четко произносить имя, отчество, фамилию и любую другую информацию, которую вы намерены сообщить, это избавит людей от необходимости переспрашивать, а вас — от возможных недоразумений.

Правило 7

Необходимо использовать такие формы представления, которые соответствуют данной конкретной ситуации. Согласитесь, нелепо бывает в дружеской компании или соседям по даче представляться, указывая должность и все свои титулы.

Правило 8

Нет необходимости представлять идущего вместе с вами по улице человека, если вы встретили своего знакомого и остановились только для того, чтобы поприветствовать его.

Правило 9

Представляя своего спутника или спутницу, лучше воздержаться от фраз типа «это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных.

Несколько слов об особенностях представления в служебном этикете

Если люди не знакомы друг с другом, перед служебным или деловым разговором обязательно нужно представиться. Причем, сначала непременно следует извиниться, затем назвать себя и лишь после этого, в случае благоприятного к вам отношения, кратко изложить причину, заставившую вас обратиться к человеку с просьбой уделить вам несколько минут.

Когда вы приходите в учреждение, следует представиться служащему, если это имеет значение для решения вашего вопроса. Служащий при этом, как правило, не называет своего имени, так как оно обычно указано на дверях кабинета. Если в офис входит посетитель и представляется, секретарь не обязан вставать. Достаточно улыбки и слов приветствия. Далее следует ответить на вопрос или просьбу посетителя.

Вообще служебный этикет предполагает, что, прежде чем вы обратитесь лично или по телефону с просьбой или вопросом в какую-либо организацию или к какому-либо официальному лицу, вы должны обязательно представиться. При этом следует назвать себя, свою должность и организацию, в которой вы работаете.

Представиться необходимо, когда вы впервые приходите в коллектив, с которым вам предстоит встречаться или сотрудничать в будущем. Если кто-либо вводит вас в коллектив, то представить вас должен он. Если позже вы встретитесь с членами коллектива, которые отсутствовали при знакомстве, то вас должны представить те, с кем вы уже знакомы, либо вы можете представиться им сами.

При представлении в фирме нового должностного лица, занимающего руководящий пост, служащие, в том числе и секретарь, должны встать. Это является знаком внимания к новому руководству.

В обязанности руководителя входит представление нового сотрудника его коллегам. При этом руководитель называет имя, фамилию, должность, а также титулы и звания представляемого сотрудника, а затем произносит несколько слов о его прежней работе и заслугах. Если человек назначается на руководящую работу, то затем ему должны быть представлены его заместители и ближайшие помощники, при этом называются должности и направления их работы.

В гостях, на приемах

В гостях, на приемах лучше, если вас представляет хозяин дома или общий знакомый. На официальных приемах необходимо строго следовать традиционным правилам представления и знать его порядок, уметь употреблять официальные титулы и звания, приветствовать нового знакомого. Мужчина в большом обществе при представлении называет только свою фамилию, слегка при этом кланяясь, женщина может самостоятельно представиться только женщине.

При представлении очень известных людей называть их профессию не нужно, иначе человек, которому вы представляете знаменитость, может показаться очень неосведомленным (обидится еще).

Однако если вы оказались в ситуации, когда необходимо начать разговор, а представить вас некому, следует это сделать самим. Современные правила этикета допускают самостоятельное представление женщины на деловых встречах.

После того как люди представлены друг другу, они обмениваются словами приветствия и рукопожатием. На сугубо официальных встречах при представлении можно использовать в качестве ответа выражения типа «очень приятно», «очень рад», «рад с вами познакомиться», в менее официальных случаях вполне достаточно ограничиться словами приветствия.

Фраза «Разрешите вам представить...» является наиболее используемой при знакомстве. При этом, как правило, представляемого заранее информируют о том, кому его представят. Если знакомят людей примерно одного круга и возраста, достаточно фразы: «Познакомьтесь, пожалуйста, вот «А», а вот «В». Под "А" и "В" имеются ввиду имена представляемых, которые должны произноситься отчетливо. При частном знакомстве достаточно называть только имена, если же это официальная встреча, нужно назвать звание и должность.

При представлении протягивать руку не обязательно, но принято, чтобы люди, которых знакомят, смотрели в глаза друг другу. Представляемый никогда не протягивает руку первым, он должен подождать, когда ему подаст руку тот, с кем его знакомят. После того как одно лицо представлено другому, начать разговор может лишь старший по возрасту или положению. Младший может начать беседу только в случае затянувшейся неловкой паузы, при этом следует проявлять особое чувство такта.

Когда собирается небольшое общество, хозяева обязаны представить всех гостей друг другу, если они незнакомы, причем хозяйка знакомит между собой женщин, а хозяин — мужчин. При этом лучше начать так: «Разрешите вам представить...» Вежливый человек в ответ слегка поклонится и добавит, что уже кое-что слышал о том, кого ему представляют, и теперь рад познакомиться лично.

Если вы находитесь в обществе знакомых людей и ведете с кем-то беседу, а один из ваших знакомых обратился к вам с просьбой представить его другим, следует, извинившись, прервать беседу и выполнить просьбу.

Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, один из которых является вашим родственником, лучше представить первым более близкого вам человека, например свою сестру — своей знакомой. Своих жену, сына, дочь обычно представляют словами «моя жена Ольга», «мой сын», причем местоимения «мой», «моя» обязательны, иначе такое представление будет выглядеть грубым.

Знакомых первыми представляют родителям, а не наоборот.

Как правило, представляют людей друг другу лично. Но в некоторых случаях допускается письменное («заочное») представление. Родственника или очень близкого знакомого можно представить в письме, но лишь в том случае, если нам хорошо знакомы обе стороны. При этом письмо должно быть кратким, без лишней или сугубо личной информации. Такое письмо можно отправить почтой или отдать в незапечатанном конверте тому, кто его вручит. Вместо письма можно использовать визитную карточку. В этом случае на ней над своим именем можно написать: «Рекомендую (господина) А». Визитную карточку также посылают в незапечатанном виде. Ее используют, если нужно представить человека, с которым вы связаны по работе, по бизнесу.

Когда люди представлены, они должны приветствовать друг друга при последующих встречах. Форма приветствия зависит от установившихся между ними отношений.

Удивительно, что изучая эти правила этикета, очень часто вспоминаешь сцены из старых фильмов. Так что неплохо бы их смотреть, тогда все эти правила этикета будут казаться для вас естественными и ничего нового и удивительного для себя вы здесь не найдете. А ведь молодежь, да и люди среднего возраста, очень редко смотрят наши «советские» фильмы, ставшие уже классикой. «Ужастики», «кошмарики», «боевики» уж совершенно точно не обучат хорошим манерам!




  • Метки