Извинение

Слова извинения не всегда означают, что человек, произносящий их, чувствует себя в чем-то виноватым. Представим себе такую ситуацию. Вы едете в троллейбусе или метро и вам надо выйти, а впереди стоят люди. Как вы поступите? Скорее всего, вы скажете, обращаясь к впереди стоящему человеку: «Извините, вы выходите на следующей остановке?». В подобной ситуации слово «извините» не означает извинение в полном смысле этого слова, а является лишь вежливым обращением к незнакомому человеку, которого вам, возможно, придется побеспокоить.

Употребление слов вежливости, таких, как: «извините за беспокойство», «простите за опоздание», «прошу прощения» и многих других, свидетельствует о том, что человек хорошо воспитан. Если вы используете в своей речи такие слова, значит, вы уважаете своего собеседника, его мнение, воспринимаете его как равного себе.

Безусловно, культура поведения воспитывается с детства и во взрослой жизни становится частью присущей человеку внутренней культуры. Если же в детстве человеку не были привиты эти элементы внутренней культуры, а с возрастом он понял, что без них его воспринимают в обществе не так, как ему хотелось бы, тогда необходимо специально обучаться хорошим манерам, причем так, чтобы впоследствии использовать их естественно и непринужденно. Вежливость всегда поможет вам расположить людей в вашу пользу.

Если вы все же на самом деле обидели кого-то, и особенно если это произошло случайно, нужно принести свои извинения. Допустим, вы так и поступили, а прощения по какой-то причине не получили. Тогда вам совершенно не обязательно преследовать человека своими извинениями, поскольку этим можно вызвать лишь дополнительное раздражение. Важно, чтобы человек почувствовал искренность вашего извинения, которая должна проявляться не только в словах, но и в поступках.

Время от времени, неважно, по своей или чужой вине, все мы попадаем в неловкие ситуации. Конечно, хорошо, если у вас развито чувство такта, но даже тактичный человек может иногда совершить невольную ошибку, например, спросить с участием: «Как чувствует себя ваша супруга?» — и услышать в ответ: «Мы уже год как развелись». Чувство такта — это умение вести себя в различной обстановке, руководствуясь пониманием того, что может доставить другому человеку неприятность.

Прежде всего, важно уметь понять другого. Если вы почувствовали, что оказались в неловкой ситуации, либо извинитесь и признайте свою ошибку, либо, чтобы успокоиться и не начинать перепалку, досчитайте в уме до десяти, улыбнитесь (что, возможно, разрядит атмосферу конфликта) и возьмите инициативу и свои руки. Всего несколько самокритичных фраз, приятных собеседнику, могут сотворить чудо в человеческих отношениях. В этом случае ваш собеседник займет великодушную, снисходительную позицию и более терпимо отнесется к вашим ошибкам. В не¬ловкой ситуации лучше с самого начала придерживаться дружелюбного тона и дать высказаться собеседнику.

Однако, есть ситуации, когда человек сознательно нарушает правила вежливости, не стремясь скрыть свое неприязненное отношение к другому человеку, — не подает руки, в неуважительном тоне отзывается о ком-либо из его близких или о нем самом, отсылает обратно подарок или письмо (подобное поведение называется афронтом). В этом случае конфликт практически неизбежен, он может привести к полному разрыву отношений, и в невыгодном свете предстанет, прежде всего, инициатор неприятной ситуации.

Бывает, что случайная неловкость или обычная невнимательность могут показаться кому-то афронтом (например, произнесенная неправильно фамилия или ситуация, когда к вам случайно повернулись спиной). Чтобы этого не произошло, старайтесь всегда контролировать свои действия и внимательно следите, как вы себя ведете.

Как правильно извиниться?

Извиняться нужно уметь — если буркнуть извинение, глядя в сторону, а не в лицо собеседнику, или произнести слова извинения как бы невзначай, можно еще больше усугубить ситуацию. Итак, правила:

Правило 1

Слова извинения нужно произносить с соответствующей извиняющейся интонацией и с вежливой улыбкой, это поможет быстрее разрядить конфликт.

Правило 2

Принося извинение, не надо объяснять своей вины — вдруг человек, которого вы обидели, видит вашу вину совсем в другом вашем поступке, и тогда вы окажетесь в неловкой ситуации. Главное, чтобы вы сами поняли суть своей вины, смогли реально оценить ситуацию и осознанно пришли к выводу о необходимости принести извинения. Поставьте себя на место обиженного человека, тогда вам будет намного проще оценить случившееся.

Правило 3

При извинении не стоит хватать за руку человека, перед которым вы извиняетесь. Это не принято.

Правило 4

Не ждите и мгновенного ответа на ваше извинение (быстрота реакции на извинение зависит от глубины обиды и характера человека), просто принесите свои извинения и удалитесь. Если вам в ответ протянули руку для рукопожатия, это уже означает положительную реакцию на ваши слова. Да и сам факт, что вы попросили извинения, также частично искупает вашу вину — известно, что некоторым людям очень тяжело извиняться.

Правило 5

Для извинения употребляйте слово «извините», а не «извиняюсь». Запомнить это правило просто – вы же просите вас извинить, а не просто сообщаете, что извиняетесь. Да, кстати, можно использовать слово «простите» или «простите, пожалуйста».

Правило 6

Форма извинения должна соответствовать степени вины. Мелкий казус не стоит подробных извинений и оправданий, достаточно просто вежливо сказать: «Извините». Но бывают ситуации, когда извинение должно быть более пространным, например: «Простите, Бога ради, как я могу загладить свою вину (или – чем я могу помочь)?»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.



  • Метки


  • error: Content is protected !!